James Blood Ulmer
Гитарист
- большая редкость для фри джаза. Гитара маловостребованый в экспериментальной
музыке инструмент, играющий чаще роль "роковой" составляющей. Джеймс
Блад Ульмер - одно из величайших исключений - выдающийся гитарист, основавший
свою игру скорее на традициях афроамериканской музыки, чем на роке. Ульмер -
один из ярчайших последователей, так и не приобретшей точного определения
теории Гармолодии авторства Орнетта Коулмана, которая перевернула
гармоническую основу джаза в пользу свободной импровизации на атональной
квазимодальной основе. Техника Ульмера известна его "заикающимся" с
обрывистой резкой атакой звукоизвлечением. Но не смотря на джазовую основу,
нельзя не заметить влияние рока, в особенности Джими Хендрикса, на его игру. В
смеси с элементами блюза и фанка в результате мы получаем высококлассный
образец творчества Гармолодической школы.
Джеймс Блад Ульмер родился 2 февраля 1942 г. St. Matthews по другим данным 8, 1940. Его имя в мире связано не столько с блюзом, сколько со свободным джазом. Ульмер разделял творческий подход к музыке саксофониста Орнетта Колмана.
Джеймс Блад Ульмер родился 2 февраля 1942 г. St. Matthews по другим данным 8, 1940. Его имя в мире связано не столько с блюзом, сколько со свободным джазом. Ульмер разделял творческий подход к музыке саксофониста Орнетта Колмана.
Ульмер
начал свою карьеру с игры в фанковых коллективах: вначале в Питтсбурге
(1959-1964), а позже в столице Огайо - Колумбусе (1964-1967). Некоторое время
он провел в Детройте, после чего переехал в Нью Йорк в 1971. На девять месяцев
он "поселился" с концертами в клубе где в свое время родился бибоп -
в Минтонсе; также время от времени играл с Jazz Messengers Арта Блэйки. В
1973 вместе с экс-барабанщиком Джона Колтрейна выпускают альбом Rashid Ali
Quintet на лейбле Survival.
В том же году он познакомился с Орнеттом
Коулманом, чья концепция оказала наибольшее влияние на дальнейший творческий
путь Ульмера. Записи конца 70-х - начала 80-х Джеймса Ульмера несут огромный
вклад его учителя. Его творчество, основаное на блюзе и роке, несло нечто более
сырое и агрессивное, нежели классический фри джаз, но при этом имело не меньшее
интеллектуальное или эмоциональное основание.
В
1981 Ульмер начал работу с лейблом Columbia, что помогло ему донести свое
творчество до большего числа слушателей.
В
это время он начал сотрудничество с тенор-саксофонистом Девидом Мюррэйем,
басистом Амином Али и барабанщиком Рональдом Шеннон Джексоном. Под именем
Music Revelation Ensemble, этот коллектив (не без участия других людей)
выпустит немалое количество фри-джазовых работ на протяжении последующих двух
десятилетий.
Творчество
Ульмера изменяло свое русло со временем. В 1987, с группой Phalanx (Джордж Адамс - тенор сакс,
Сироне - бас, Рашид Али - барабаны), Ульмер еще выше поднимает планку своей
популярности на фри-джазовом поле.
Но
несмотря на это, интерес Ульмера к свободной
импровизации
поугас, его музыка стала более структурированой, ритмически стойкой и менее
экспериментальной. Большая часть его позднего творчество не дает нам
напоминания о былом увлечении фри джазом, который он играл ранее. Хотя его
записи с Music Revelation Ensemble 90-х годов нам показывают, что его великий
талант в этой области со временем ни капли не иссяк.
На стыке тысячелетий Блад окунулся в исследование блюза. Начиная с Blue Blood и заканчивая Bad Blood in the City Ульмер все больше окунается в пределы 12-тактового квадрата, тем не менее не теряя высокой прогрессивности его музыки.
На стыке тысячелетий Блад окунулся в исследование блюза. Начиная с Blue Blood и заканчивая Bad Blood in the City Ульмер все больше окунается в пределы 12-тактового квадрата, тем не менее не теряя высокой прогрессивности его музыки.
Тенденция
получила завершение в релизе 2003 года «Memphis Blood: The Sun Sessions».
Альбом Ульмера записал в знаменитой студии «Sun Records» в Мемфисе, где
работали знаменитые блюзмены и рок-н-рольщики, начиная с Эвиса Пресли и Хаулина
Вулфа. Продюсером и соавтором альбома стал легендарный рок-гитарист группы
«Livin Colours» Вернон Рейд. Вся работа уложилась в 3 дня. В отличие от львиной
доли записей Ульмера , здесь нет саксофона, зато есть великолепная гармоника.
Диск укомплектован золотой классикой — песнями Вилли Диксона, Джона Ли Хукера,
Мадди Вотерса, Отиса Раша, Хаулина Вульфа. После выхода в 2003 двух альбомов
«Memphis Blood» и «No Escape from the Blues» подтвердилась простая истина: Ульмер,
как и любой негр с электрогитарой, всегда был блюзменом, просто его путь лежал
несколько в стороне от стандартного подхода, где-то в джунглях экспериментов.
Значительные силы он положил на то, чтобы преодолеть притяжение блюза. Теперь
очевидно: есть особый блюз Джеймса Блад Ульмера, он как нельзя ярче
высвечивается на блюзовых стандартах.
Помимо
своего творчества, он играет популярные песни классиков блюза переосмысливая их
подобающе человеку и музыканту 21-го века. И тем не менее огромное влияние
фанка не перестает проэцироваться на его блюзовых альбомах и по сей день.
Комментариев нет:
Отправить комментарий