Bill Laswell
Мир
перегружен стандартной однообразной музыкой. Шоу-бизнес привел творчество к
непрерывному потоку однотонной продукции. Индивидуальность уступает место
массовой культуре. И все же появляются новые музыканты, разрушающие понятия
"формат" и "не формат", создающие загадочные музыкальные
архитектуры, комбинируя казалось бы несовместимые стили, производя
реконструкции по своему желанию. Одним из таких реконструкторов и является музыкант-экспериментатор
Билл Лэсвелл (BillLaswell)
Билл
Лэсвелл (родился 12 февраля 1955, Салем, Иллинойс, рос в Альбионе, Мичиган) -
американский бас-гитарист, продюсер и владелец студии звукозаписи.
Лэсвелл
принял участие в сотни записей со
многими музыкантами со всего мира. Музыка Лэсвелла относится ко многимо жанрам, прежде всего фанк, различная
этническая музыка, джаз, даб и эмбиент. Он также играет шумовую музыку, слишком
агрессивную для рока, такую как хардкоровый панк и металл.
По
словам музыкального критика Криса Брэзира, "любимое понятие Лэсвелла -
'музыка столкновений', которая заставляет музыкантов ,из совершенно разных но
дополняющих друг друга сфер, играть вместе и наблюдать, что выходит".
Кредо одной из студии звукозаписи, которой управляет Лэсвелл, и которое
символизирует большую часть его работы, "Ничто Не есть Истина, Все
Разрешено".Проекты, которые создает Лэсвелл, даже с одинаковым составом
музыкантов, в одном стиле и теме, но записанные
для разных альбомов, могут кардинально отличаться. Материал изначально
реализовывался как шумовой проект танцевальной музыки, но последующие релизы сделаны
в хип-хопе, джазе, или к ним
присоединяется бит William S. Burroughs.
Как
и всех радикальных новаторов, Била Ласвелла не раз называли богохульником и
обладателем извращенного вкуса
Его
целенаправленное разрушение во многом и для многих удобных демаркационных
линий, разделяющих жанры, технологии и культуры (к примеру, использование
синтезаторов и драм–машин в регги и африканской музыке), не раз выливалось в
противостояние с прессой. Вот только некоторые из многочисленных
''преступлений'' неутомимого продюсера и музыканта: кажущееся ныне привычным
использование небольших оркестровых ансамблей в сочетании с фанковыми и
регги–грувами (впервые в ''Rhythm Killers'', Sly & Robbie’s 1987 release)
стало позднее фирменным знаком, ну, к примеру, Soul 2 Soul.
В
1983 году последствием другого его эксперимента, а именно внедрения
синтетического звука драм–машины в музыку известного ямайского исполнителя
Yellowman, стало фактическое отмирание ''живых'' барабанов в нынешней ямайской
музыке. В ''World Destruction'' объединение Johnny Lydon (ex–Sex Pistols) с
ранним hip–hop и предводителем зулусов Africa Bombataa стало прародителем
сочетания hard–rock и rap, сейчас являющимся почти клише.
Бесконечные
звуковые исследования Ласвелла в начале восьмидесятых, такие, как соединение
ди–джейского скрэтчинга с джазом в Herbie Hancock’s Future Shock и техно битов
с афро–кубинской музыкой Aiyb Dieng, Foday Musa Suso, Daniel Ponce в
программе ''Sound System'' во многом стали основой для клонирования в сферах
techno, acid jazz, ambient, world beat и других жанровых ярлыках
В противоположность редуктивистскому мышлению,
разделяющему музыку на дискретные категории посредством гнезд на полках
музыкальных магазинов, Ласвелл слышит музыку как единое целое, как сложную
динамическую систему с раздельными, но тесно связанными компонентами. Пользуясь
терминологией последнего изобретения теоретической психологии — ''теории
хаоса'', скачущие отражения музыки в каньонах Манхеттена и есть хаотическая
система, — Ласвелл действует как притягивающий элемент, определяя единство
системы тем, что содержит ее в своем сознании как целое. Интересно понимание
Ласвеллом магии как метода контроля над материей и познания космоса. Магия не
является ни черной, ни белой, ни доброй, ни злой. Она просто является тем, что
она есть — реальной вещью. Тем, что люди чувствуют, хотят и чем они являются.
Человек ''западного типа'' застрял в своей уверенности в том, что мир, в
котором он живет, — это не мир магии. В этом мире музыкант не знает своих
корней, не помнит о своем предназначении, он — машина, заполняющая чарты и
полки музыкальных магазинов. По–прежнему рудименты колониальной ментальности
заставляют нас рассматривать иные культуры как строительный материал для нашего
эклектического постмодернистского ''микса''. Мультикультурализм понимается, как
''немного национального искусства в моей гостиной будет выглядеть совсем
неплохо ''. Межкультурная синергия совсем не подразумевает пирамиды с
европейцами на вершинах: сотрудничество, а не перенимание, перевод, а не
интерпретация, жизнь, но не ''стиль жизни''. Мир культуры — это либо совместное
творчество, либо ничто. И это далеко не просто пафосные лозунги, это реальная
сфера деятельности, систематичный подход Axiom Records к музыке. И здесь
произошел своеобразный переворот в отношении к этнической музыке. Принципиально
то, что выступления ''живых'' музыкантов записывались не на
полупрофессиональные носители с целью последующего сэмплинга. Они ничем не
уступали записывающей сессии симфонического оркестра, с той разницей, что
музыканты находились в ''естественной среде обитания'', играя так, как они это
делали на протяжении веков. Каждому инструменту уделялся отдельный микрофон и
место в мультитрековой цифровой палитре, и уже в студии посредством
дополнительной цифровой обработки и микширования все это превращалось в альбом
высочайшего качества (например, ''Apocalypse Across The Sky'' с Master
Musicians of Jajouka или ''Night Spirit Masters'' с Gnawa Music of Marrakesh).
Все
начиналось внешне достаточно тривиально: молодой бас–гитарист сначала играет в
школьных ансамблях и ритм–энд–блюзовых группах. Постепенно он вырабатывает свой
собственный стиль и манеру, в первую очередь основывающуюся на плотности,
компрессир
ованности
и ''грувовости'' звука инструмента. Многочисленные выступления с соул–, фанк– и
кантри–музыкантами в самых различных контекстах, безудержный интерес к
творчеству таких революционеров, как Ornette Coleman, John Coltrane,
Albert Ayler, Cecil Taylor и Pharaoh Sanders, формировали его понимание
значения музыки и художественной экспрессии. Фри–джаз, его импровизационные и
структурные идеи стали дверью, ведущей к собственному композиционному мышлению.
Сказалось и влияние формировавшейся детройтской школы панка, хард–кора и
метала. Переехав в Нью–Йорк в конце семидесятых, Ласвелл с головой окунается в
импровизационные, авангардные и прогрессивные формы рока и джаза. Контактируя с
огромным числом музыкантов, принимает участие в самых провокационных и
неожиданных проектах с тем, чтобы апробировать максимум новых идей, набраться
опыта и заодно заработать на собственное существование. Поначалу работая с David
Allen и фьюжн–авангард–группой GONG, Билл постепенно входит в круг
''вольнодумцев'' самого высокого уровня: Fred Frith, Henry Threadgill,
Philip Wilson, John Zorn, Billy Bang, Olu Dara и др. Результатом явилось
множество работ, чьего уровня до сих пор пытаются достигать.
Результатом сотрудничества с Fred Frith стала
группа Massacre в составе Fred Frith
гитара, Bill Laswell бас, Charles Hayward ударные.
Впечатляет
широта и разнообразие интересов Ласвелла. Занимаясь скрещиванием хип–хопа и
ритм–энд–блюза в начале восьмидесятых, он разрабатывает несколько техник
(например, использование случайностей как созидательного инструмента, что во
многом перекликается с идеей генеративной музыки Брайана Ино), проявляет
значительный интерес к идее ''третьего разума'' (силы, возникающей при
взаимодействии двух созидательных существ, где творческая энергия двоих
значительно превышает простую сумму составляющих) — по одноименной книге
Burroughs и Gysin. Показательной и интригующей была работа и таких подвижников
progressive classical/new music/avantguard music, как Karlheinz
Stockhausen, Iannis Xenakas, Luciano Berio, германских Free Music Production
(FMP), Derek Bailey’s Company в Соединенном Королевстве и John Zorn’s
Gamepieces, формировавшиеся в конце семидесятых в Нью–Йорке. Новаторы
прогрессивного рока в Европе (Magma, Can, Neu, King Crimson, Soft Machine и
т.д.), а также представители американского радикального фьюжн–движения Tony
William’s Lifetime, John McLaughlin’s Mahavishnu Orchestra, Weather Report, Miles
Davis, Ornette Coleman — все впитывалось и осмысливалось с тем, чтобы
впоследствии вылиться в новые идеи и проекты. Кульминацией становится вышедший
в 1983 году проект с показательным названием ''Future Shock album by Henbie
Hancock''. Сочетание техно–битов и синтезаторных вспышек, ди–джейских скретчей
и фантастической игры на кларнете Hancock и, конечно же, бас Ласвелла впервые
продемонстрировали возможности сочетания фанки–соула и R&B с
high–tech–звуком, заставив свинговать стерильные сэмплы и синтезированные
элементы.
Его
композиция "Rockit" часто рассматривалась как основной момент во
влиянии хип-хопа и тернтаблизма). Композиция была первым хитом, который покажет
скретчинг проигрывателя. Сотрудничество привело к трем другим альбомам Herbie Hancock,
а также многолетним сотрудничеством до начала 2000-х.
Следом
за Herbie Hancock’s Future Shock в 1984 году появляется новый результат
интеграции эмбиентного понятия пространства, традиционной музыки, сложных гармонических
элементов постбопа и технологических достижений начала предпоследней декады
столетия — ''Sound System''. Альбом получил ''Grammy'' и как бы переопределил
параметры органического смешения стилей: Ласвелл свел воедино чистый звук
сенегальской перкуссии (Aiyb Dieng), конга и бата (Daniel Ponce, Foday Musa
Suso) и непременный элемент импровизации, мелодики и лирики в лице мастера игры
на саксофоне Wayne Shorter (Weather Report).
Подобный
успех возвел Ласвелла в ранг ''продюсера нарасхват'', что вылилось в громадное
количество предложений от mainstream–звезд. Он продюсировал первый и самый
успешный сольный альбом Мика Джаггера (Mick Jagger), не забыв подключить Hancock,
Sly&Robie, Jeff Beck. Ласвелл ремикшировал ''In Your Eyes'' Питера
Гэбриэла, продюсировал проект Laurie Anderson и Yoko Yono, ключевые
альбомы Iggy Pop, Motorhead, The Swans, White Zombie, Blind Idiot God,
Ramones и т.д. Но самым значительным из его работ со звездами mainsteam стоит
считать ''Album'' Public Image Ltd., для которого он собрал просто суперсостав: Tony
Williams и Ginger Baker за ударными (Ласвеллу пришлось лично
проехаться в Италию, чтобы привезти в Нью
–Йорк
предпочитающего уединение и медитацию Джинжера), Steve Vai и Nicky Scopelitis —
гитары, Malachai Favors (Art Ensemble of Chicago), Jonas Helsborg и сам Laswell
— бас, Ryuichi Sakamoto и Bernie Worrel — клавишные, L. Shankar —
электроскрипка, Ayib Dieng за перкуссией и Bernard Fowler — бэк–вокал.
Но
глупо было бы полагать, что Ласвелл успокоится и будет почивать на лаврах
успеха в mainsteam: очень скоро появляется Last Exit, фри–джазовый проект,
куда, кроме Била, вошли Sonny Sharock, Peter Brotzmann и Ronald Shanon Jackson.
Результатом стала серия крайне противоречивых туров, в которых чистая
музыкальная энергия четверки ''продвинутых'' сочеталась с апокалиптическими
шумами — сумасшедший вызов роковой и джазовой аудитории, завершившийся ''Iron
Path'' на Nation Records — перенесение стопроцентно живой импровизации в
студийные условия.
Но и этим их сотрудничество не ограничилось —
Ласвелл записал серию проектов с каждым из музыкантов, что непосредственным
образом сказалось на их последующей карьере. Успевает он поработать и с самыми
радикально мыслящими музыкантами John Zorn (уже в который раз) и Mick
Harris (Napalm Death и Scorn) — ''Painkiller'' становится известен даже самому
ограниченному металлисту.
Другим
экстремальным выражением вкусов и тенденций в фанковой манере стал Praxis с
сумасшедшим альбомом ''Transmutation'', вышедшим на Axiom в1992 году, —
выражение потенций Bootsy Collins, Bernie Worrel, Africa Baby Bam из Jungle
Brothers. Это основанная на технике cut–up смесь фри–джаза, нойза, жесткого
фанка, хардкора, в значительной степени повлиявшая на последующую музыкальную
политику Axiom Records.
Вновь
возвращаясь назад, нельзя не упомянуть и контакты Ласвелла с легендарными
''Last Poets'', группой чернокожих поэтов–националистов, существовавшей в
Гарлеме в шестидесятых. Поначалу, работая с Jalal Nuriddin и D.ST. над ''Mean
Machine'', он продюсирует альбом ''Last Poets'' с Jalal и Sulieman El Hadi
''Oh, My People'' (середина восьмидесятых).
Но
сотрудничество с поэтами Гарлема — дело не из простых, и вкоре он был вынужден
его прервать, хотя впоследствии некоторые из них принимали участие в проектах
Ласвелла. Результатом одного из экспериментов в студии Джорджио Гомельски
(Giorgio Gomelsky) явилось создание проекта под названием Material, за
неброским названием которого вот уже почти 20 лет скрываются самые интересные
''активисты'' Axiom Records: Fred Maher, Michael Beinhorn, Sonny Sharrock,
Nicky Skopelitis, Henry Kaiser, Fred Frith, Olu Dara, Billy Bang Byard
Lancaster, J.T. Lewis, George Cartwright, а также неимоверное количество
мастеров народных инструментов, сессионных музыкантов, не говоря о самом
идейном вдохновителе. Представляется бессмысленным и невозможным к полному
описанию все количество ''материала'', сыгранного и записанного. Главный фактор
— это неизменный прогресс, открытие новых областей в музыке, вовлечение все
новых элементов и ходов, вовлечение новых творцов. Для записи ''Seven Souls''
Ласвелл привлек глубоко им уважаемого William S. Burroughs, писателя и
мыслителя, главной целью которого всегда являлась полная свобода от
американского образа жизни, навязываемых традиционных семейных, религиозных и
сексуальных ценностей. В его работах всегда доминировали идентификация
контролирующих систем и способов их уничтожения, реальной уродливости
американского духа, жадности и коррупции, эгоизма и тупости. Голос этого
человека, проникновенный и уверенный, прозвучал на фоне органично сочетающихся
синтезаторов Джеффа Бовы (Jeff Bova) и всевозможных этнических струнных в
исполнении Nicky Skopelitis. Текст ''The Western Lands'', предлагающий
своеобразную концептуальную карту духовного путешествия, поддержан арабскими,
западноафриканскими и нью–йоркскими хип–хоповыми бэк–вокалистами, барабанами
Sly Dunbar, скрипичной линией Shanfar и Simon Shaheen и неизменной линией
ласвелловской бас–гитары.
Особый
интерес всегда уделялся эмбиентной музыке и интересно отметить такую его работу,
как ''The End Of Words'' из ''материалов'', включенную в сборник ''A Brief
History Of Ambient, Vol.1'' вместе с работами Eno, Gong, William Orbit и др.
В новой
компиляции Caroline Records под названием ''Excursions In Ambient — The Second Orbit''
есть еще один трек, на этот раз плод сотрудничества с The Orb — ''Mantra'',
исходный вариант которого был записан в Мадрасе, Индия, и представлен в
''материаловском'' ''Hallucination Engine''.
Под именем ''Praying Mantras'' этот
17–минутный ремикс можно найти на Trance Europe Express вместе с работами Aphex
Twin, Orbital и др. Есть и еще один релиз этой темы, на этот раз вместе с
дабовыми миксами самого Ласвелла, выпущенный на CD–сингле и виниле Axiom/Island
UK. Высочайшее мастерство ремикса в полной мере проявилось в самой значительной
за последнее время работе мастера — ''The Ambient Translation Of Bob
Marley in Dub'' (интересна и ''Panthalassa'' — ремикшированная версия
работ Miles Davis). В одном из своих интервью Ласвелл говорит о том, что эти
миксы не были для него простым студийным экспериментом с подручным материалом.
Главная особенность состоит в том, что существует огромное число людей, для
которых музыка Боба Марли является жизненной основой, источником добра и
отличного настроения. Невообразимое количество людей (и далеко не только в
африканских странах) не представляют своей жизни без его идей свободы, его
голоса, улыбки. Нельзя было просто натыкать электроники, фишек и фенек, смазать
все неудачные места эффектами и сэмплами — слишком много ревнивых слушателей
будут подмечать эти тонкости. Поэтому Ласвелл потратил значительно больше
времени на осмысление и обсуждение различных аспектов, чем на сам процесс
записи. Проблемой был и сам выбор композиций из громадного наследия Марли.
Ласвелл пошел в двух направлениях, одновременно прослушивая весь материал и
много читая о жизни Марли на Ямайке, его эволюции как музыканта, личности, а
позднее и как идола, что было более похоже на создание фильма или написание
своеобразной биографии. В результате все без исключения треки звучат как
небольшие гимны (что, впрочем, как раз и входило в намерения автора), где неповторимое
очарование и магия ямайской мелодики приобрели компрессию и плотность басовых
линий и нырнули в эмбиентную среду, обретая сказочность звучания, настоящую
душевность, мягкость, именно мягкость. При том, что голос самого Марли
практически отсутствует, то есть, по сути, и нет самого главного, программа
более чем в его духе, и почти наверняка, если бы Марли мог выразить свое
отношение или впечатление, он был бы доволен такой интерпретацией собственного
наследия. Пожалуй, главное, что сумел сохранить и приумножить Ласвелл, — это
ритмическая секция, расположенная в углубленном центре звуковой картины с
применением излюбленных и непременных задержек, мощной реверберации,– одним
словом, всего того, что делает даб дабом и отличает его от остальной музыки. Если
продолжить тему ритмической секции, то множество мыслящих музыкантов сходятся
во мнении, что именно за сочетанием басовой и барабанной линий и есть будущее
современной музыки.
Безусловно,
гармонические изыски будут всегда актуальны, и чисто ритмическая музыка не
способна полностью передать всю широту души человеческой, всю изысканность
человеческой импровизации. Но ограниченного разделения музыки на танцевальную и
музыку классического типа можно избежать простым и одновременно непреодолимо
трудным для многих способом: переступив через квадратуру музыкального мышления,
позволить этим, по сути, двум сторонам одной ментальной способности
взаимодействовать в интуитивном порядке. Примерами такого взаимодействия могут
послужить те комбинации музыкальных инструментов (читай: музыкантов), в которых
нет разделения на солирующие и вспомогательные, где именно за счет их
чередования и максимальной интеграции ритмической и гармонической функции
образовывается единое творческое целое. Парадоксально, но европейская цивилизация,
достигшая такой многоуровневости, интеграции и сложности отношений, в качестве
доминирующей имеет музыку фронтальную и прямолинейную, в то время как в
восточной, африканской и т.д. музыке царит импровизация и свободное мастерство.
Именно эту разницу и подчеркивает своим творчеством, демократичным и
пространственным, минималистичным и импровизационным, спонтанным и основанным
на глубоком осмыслении,
аксиома самоисследования по имени Билл Ласвелл.
И
это лишь малое количество музыки сделанное им…..
Комментариев нет:
Отправить комментарий