Телониус Монк
Один
из самых удивительных и противоречивых джазовых музыкантов 20 века, джазовый
пианист и композиторТелониус Монк (Thelonious Monk) в своём творчестве
придерживался оригинального стиля, был авангардистом и примитивистом. Его
манера игры была не совсем характерна для джаза: его музыка была «рваной»,
изобиловала большим количеством скачков. Монк обладал глубоко специфическим
видением музыки. Его композиции узнаваемы буквально с двух первых тактов.
Хотя
Moнк и появился в эру бопа, его с трудом можно назвать бопером. Он скорее, -
минималист. Вообще, в его арсенале было не так много приемов, но он их
комбинировал таким образом, что создавалось ощущение некоей напряженности
композиции. В своей импровизации он обычно брал несколько диссонирующих
аккордов, затем немного развивал мысль и заканчивал, как правило, на пару октав
выше, оставляя слушателя в недоумении. Поначалу Монк был всеми отвергнут, но он
продолжал работать в своем стиле и, в конце концов, - был признан великим
пианистом. Монк написал несколько композиций, которые стали джазовыми
стандартами. Среди них "Round Midnight", "Epistrophy",
"Ruby,My Dear", "Little Rootie Tootie" и др.
Биография
Телониус
Сфир Монк (Thelonious Sphere Monk) родился 10 октября 1917 года в Роки
Маунт, штат Северна Каролина, США. Он был вторым ребёнком в семье Барбары Монк
(в девичестве Бэттс) и Телониуса Монка. Сестру Монка звали Мэрион, она была
старше его на два года, а младшего брата звали Томас. Сам музыкант в разное
время называл различные даты своего рождения, а точная дата была установлена
только в 1968 году, когда критик Леонард Фэзер обнаружил оригинал свидетельства
о рождении. В этом документе его имя записано как «Телониус Монк-младший».
Второе имя, Сфир, он по видимому присвоил себе в честь деда по материнской
линии.
В
возрасте трёх лет Телониус вместе с семьёй переехал в Нью-Йорк, на Манхэттен. В
квартире по адресу 243 West 63rd St, где они поселились, он прожил почти всю
оставшуюся жизнь - сначала с матерью, сестрой и братом (отец оставил семью
вскоре после переезда и вернулся в Роки Маунт), а затем с женой и детьми.
Барбара Монк была вынуждена работать на нескольких работах сразу, чтобы
прокормить детей; но помимо финансовых затруднений ничто не усложняло детства
мальчика: моральная обстановка в семье была хорошей, в школе он учился хорошо
(хотя и имел проблемы в общении со сверстниками), особенно любил физику и
математику.
Впервые
за фортепиано Телониус сел в возрасте 6 лет. Периодически он брал уроки, но
академического музыкального образования так и не получил и был невысокого
мнения о высшем образовании в целом. Своими кумирами он считал Дюка
Эллингтона (Duke Ellington), Джеймса П.Джонсона (James P. Johnson) и
других страйд-пианистов того времени.
В
1940 году Телониус Монк получил должность пианиста в легендарном манхэттенском
клубе «Minton's Playhouse». На этой работе Монк зарабатывал всего 17 долларов в
неделю, но получал большое удовольствие от импровизаций с барабанщиком Кенни
Кларком: они выработали свою собственную манеру игры, усложняя композиции,
чтобы отсеивать посредственных исполнителей, желавших выступать с ними вместе.
В 1942 году в клубе стали появляться Диззи Гиллеспи и Чарли
Паркер, которые позаимствовали систему аккордов и стиль Монка и стали
общепризнанными родоначальниками бибопа, обретшего популярность и коммерческую
успешность в 1944 году. В том же 44-м Монк покинул «Minton’s Playhouse», не
добившись признания широкой публики. Сцена Минтона сыграла решающую роль в
разработке бибопа, в тесном контакте Монка с другими ведущими разработчиками
новой идиомы, в том числе Диззи Гиллеспи, Чарли Кристиан (Charlie
Christian), Кенни Кларк (Kenny Clarke), Чарли Паркер и позже Майлз Дэвис (Miles
Davis). Пианиста Монка, как полагают, можно услышать на записях Джерри Ньюмана,
которые тот сделал около 1941 года в клубе. Стиль Монка то время был позже
описан как "жесткий свинг", с добавлением стиля Арта Тэйтума (Art
Tatum).
Ранние
записи (1944—1954)
В
1944-м Телониус Монк сделал свою первую студийную запись совместно с квартетом Коулмена
Хокинса(Coleman Hawkins). Хокинс был первым известным музыкантом, поверившим в
талант молодого Телониуса Монка, и тот впоследствии отплатил ему за доверие,
пригласив поучаствовать в записях с Джоном Колтрейном в 1957-м.
В
1947 году произошло два очень важных для Монка события.
Наступил переломный
момент в его карьере: в августе он подписал контракт на пять лет со студией
звукозаписи «Blue Note» и сделал первую самостоятельную студийную запись.
Произошли изменения и в его личной жизни: в
этом году он вступил в брак с Нелли Смит, которую знал с 15-летнего возраста;
это очень сильно повлияло на жизнь музыканта: жена постоянно заботилась о нём и
оказывала ему поддержку. Через 2 года у них родился сын Телониус Сфир-младший
(в детстве носил прозвище Toot в честь кораблика из мультфильмов Уолта Диснея и
отец посвятил ему пьесу «Little Rootie Tootie».
Как и отец, посвятил свою жизнь джазу; ударник
и композитор, выступает под именем Т. С. Монк), а в 1953 году - дочь Барбара
(семейное прозвище - «Бу-бу»).
Работы
Монка всё ещё не имели широкого успеха у публики: его оригинальную манеру
исполнения многие считали дилетантской. Он много пил, курил марихуану и
принимал наркотики (это началось ещё во время его работы в «Minton’s
Playhouse», где такой стиль жизни считался нормой). В 1948 году Монк впервые
был обвинён в преступлении: у него обнаружили марихуану. На год конфискована
его кабаре-кард (удостоверение, позволяющее выступать в заведениях, где подают
спиртное), так что он фактически лишился своего основного источника дохода.
В
1951-м разразился новый скандал: в машине, где находился сам Монк, его друг
пианист Бад Пауэлл (Bud Powell) и двое неизвестных, был обнаружен
героин, музыкант был арестован, а его кабаре-кард отнята на шесть лет, таким
образом он не мог выступать ни в одном клубе Нью-Йорка. Это стало для Монка
настоящей трагедией: ему приходилось довольствоваться выступлениями в театрах и
на концертах за городом. Кроме того, «Blue Note» заморозила контракт с
музыкантом, а когда он был возобновлён, коммерческий успех так и не появился. В
1952-м году срок контракта истёк, и Монк стал работать на студии «Prestige
Records».
В
этот период было создано много значительных записей: совместные работы с
саксофонистом Сонни Роллинзом (Sonny Rollins), барабанщиками Артом
Блэйки (Art Blakey) и Максом Роучем (Max Roach), а также великим
трубачом Майлзом Дэвисом. Отношения Телониуса с коллегами складывались
по-разному: к молодому Роллинзу он относился с уважением, а вот к Дэвису
испытывал неприязнь. В свою очередь, Дэвиса раздражала манера Монка отвлекать
внимание от солирующей трубы своими сумасшедшими пассажами: он не очень
подходил на роль аккомпаниатора, и музыканты часто ссорились.
В
1954 году Монк принял участие в сессии Christmas Eve, которая большей
частью вошла в альбомы Bags' Groove и Miles Davis and the Modern
Jazz Giants by Miles Davis.
В
1953-м Монк познакомился с баронессой Панноникой де Кёнигсвартер, дочерью
банкира Натаниэла Чарльза Ротшильда, покровительствовавшей джаз-музыкантам. Она
оказала значительную помощь ему и Чарли Паркеру, когда у них обоих не было
возможности выступать в кабаре. Баронесса осталась близкой подругой Монка до
конца его жизни. Ей посвящена тема Монка «Pannonica».
Работа
на «Riverside» и «Columbia Records»
В
1955 году коллега и друг Монка Чарли Паркер скончался. Это печальное событие
привлекло внимание широкой публики к миру джаза, и пластинки Телониуса Монка
стали продаваться лучше. Он заключил контракт со студией «Riverside», владелец
которой, Оррин Кипньюс, убедил амбициозного музыканта записать классические
джазовые мелодии в своей интерпретации. Так был создан альбом Thelonious
Monk Plays Duke Ellington, который высоко был оценён Дюком Эллингтоном и смог
пробудить интерес публики к Телониусу Монку, тем не менее этот альбом не очень
высоко ценится критиками, которые считают его одной из слабейших записей
музыканта.
В
1956 году телеканал СBS пригласил Монка принять участие в шоу «Звёзды джаза»,
где он привлёк всеобщее внимание своей удивительной манерой никогда не сгибать
пальцев, нажимая на клавиши. В этом же году был записан, пожалуй, самый
знаменитый альбом музыканта - Brilliant Corners при участии
тенор-саксофониста Сонни Роллинза. Заглавная композиция альбома была так
сложна, что ни один из записанных вариантов не был идеальным, и в итоге в
альбом вошла версия, склеенная из нескольких неудачных записей.
В
1957 году усилиями баронессы де Кёнигсвартер и Харри Коломби, нового менеджера
Монка, музыканту удалось вернуть кабаре-кард.
Вскоре он начал работать в джаз-клубе «Five
Spot» во главе созданного им квартета. Изначально с ним играл Джон
Колтрейн, но в конце 1958-го его место занял Джонни Гриффин (Johnny Griffin), а
затем Чарли Рауз (Charlie Rouse), который продержался в коллективе целых 12
лет. Ахмед Абдул-Малик (Ahmed Abdul-Malik) играл на басу, а Рой Хайнс (Roy
Haynes) на барабанах.
В
этом же году случился очередной скандал, музыкант снова попал под суд за
хранение наркотиков и был лишён возможности выступать в клубах на 2 года. В
1959 году он едва не попал в психиатрическую больницу из-за своего асоциального
и странного поведения, но постепенно с помощью своей жены ему удалось прийти в
нормальное состояние. Его музыка совместно с Артом Блэйки вошла в саундтрек
фильма «Исчезающие женщины» («Des Femmes Disparaissent») режиссёра Эдуарда
Молинаро и Монк всё-таки добился широкой известности. В 1963-м году он был
включён читателями журнала «Down Beat» в Зал Славы джаза (любопытно, что он так
никогда и не вошёл в этот список по версии критиков), 1964-м журнал «Time»
посвятил ему целый номер, портрет Монка для обложки сделал Борис Шаляпин (сын
знаменитого певца). Журнал должен был выйти 29 ноября 1963 года, но вместо
Монка на обложке появился Линдон Джонсон, избранный президентом США после
убийства Кеннеди, и выпуск был отложен. В журнале был упомянут тот факт, что
музыкант злоупотребляет алкоголем и наркотиками.
В
этот период Монк заключил контракт с «Columbia Records», но его новые
произведения утратили былую оригинальность: все они строились по одному плану и
были похожи друг на друга. Исключение составляет его последний альбом,
записанный в этой студии — Underground.
Как
это было в случае с Riverside, его период с Columbia Records содержит много
концертных альбомов, в том числе Miles and Monk at Newport (1963), Live
at the It Club и Live at the Jazz Workshop, записанные в 1964 году,
последний не выпускался до 1982 года.
После
ухода Ора (Ore) и Данлопа (Dunlop), оставшаяся часть ритм-секции в квартете
Монка были Ларри Гэйлз (Larry Gales) на басу и Бен Райли (Ben Riley) на
барабанах, оба присоединились в 1964 году вместе с Роузом, они остались с
Телониусом на протяжении четырех лет, дольше всех из его группы.
Концерн
CBS предложил музыканту выпустить альбом с песнями группы «The Beatles» в
собственной интерпретации, чтобы внести новизну в его творчество, но Монк
отказался. В 1971 году он принял участие во всемирном турне «Гиганты джаза», в
это же время записал свой последний альбом в трёх частях на небольшой студии
«Black Lion».
Последние
годы
После
1971-го музыкант почти не выступал, свой последний концерт он дал летом 1976
года. Телониус Монк до минимума сократил свои контакты с внешним миром, он
поселился в доме Панноники де Кёнигсвартер, не проявляя видимого интереса ни к
музыке, ни к жизни вообще. 17 февраля 1982 года Телониус Монк умер от инсульта;
похоронен на кладбище Фэрнклифф, в городе Хартсдейл, штат Нью-Йорк. Интересно,
что 12 марта 1955 года в доме Панноники де Кёнигсвартер умер Чарли Паркер, Посмертно
он получил две значительные награды: в 1993 году был награждён премией «Грэмми»
за вклад в музыкальное искусство, а в 2006 году был удостоен Пулитцеровской
премии в области музыки.
В
1986 году был основан Институт джаза имени Телониуса Монка - некоммерческая
образовательная организация, призванная дать возможность молодым
джаз-музыкантам со всего мира учиться у признанных мастеров.
В
1989 году был выпущен документальный фильм «Thelonious Monk: Straight, No
Chaser» (в роли продюсера выступил Клинт Иствуд), в котором члены семьи и
коллеги Монка рассказывают о его жизни и творчестве.
Комментариев нет:
Отправить комментарий