#jazz #freejazz#jazzmodern#free_music #джаз #фри_джаз
#experimental_jazz #instrumental_music

суббота, 22 октября 2016 г.

Фризелл - один из самых выдающихся гитаристов 80-90-х годов, он последовательно создает на своем инструменте мир странных, причудливых (иногда забавных и комических) звуков, которые раньше никто никогда не слышал. Узнаваемый с первого аккорда, Фризелл имеет талант звучать как нэшвилский кантри-гитарист, специалист по хэви-металлу, последователь Джима Холла или эксцентричный авангардист. Логичный и зачастую очень последовательный в своих построениях, тем не менее абсолютно непредсказуемый; не сыгравший за всю свою карьеру ни одного действительно виртуозного соло, однако трижды признававшийся по опросам журнала "Down Beat" лучшим джазовым гитаристом , бесконечно преданный всей американской музыке и имеющий с ней в Европе больший успех, чем в Америке - таковы парадоксы (причем далеко не все) этого самого неординарного и неоднозначного джазмена последних десяти-пятнадцати лет.
Билл Фризелл родился 18 марта 1951 года в в Балтиморе  США. Отец его играл  на контрабасе и  тубе,а Билл в юности играл на кларнете. Уже в те годы он любил слушать Пола Баттерфилда и Би Би Кинга В дальнейшем он увлекся джазом и переключился на гитару. Его кумирами были Джим Холл и Джими Хендрикс. Окончательный выбор стать джазменом произошел после  знакомства с Дейлом Бранингсом. Потом последовало знакомство с Джимом Холлом у которого он начал брать частные уроки.  После занятий с Холом он открыл для себя истину, что выразить минимумом нот зачастую можно больше,чем многими аккордами.Он проучился один семестр в колледже Беркли в Бостоне и ушел оттуда. Это все позволило ему сформировать свой уникальный стиль игры на гитаре и звукоизвлечении ,которое не с кем нельзя спутать. 
"Мне кажется, что я играю нечто вроде того, что исполнял бы Джим Холл, если бы он хотел звучать, как Джимми Хендрикс" - Билл Фризелл. Он возможно есть одним из самых медлительным гитаристов и наиболее содержательным при этом. Играть энергично не значит играть быстро! Этот постулат отчетливо прослеживается во всех его работах. В связи с этим вспоминаются слова Билли Кобэма : «Когда я был молод, я стремился сыграть как можно больше нет и как можно быстрее, сейчас я успеваю сыграть их значительно меньше. Можно предположить что творчество Телониуса Монка тоже произвело сильное впечатление на его музыкальное воображение.
В 1975г. Он вернулся в Беркли  и встретился там с Петом Метини,который его познакомил с Полом Мотианом,с которым они записали с десяток альбомов.  Благодаря своей тягучей ,медлительной манере игры он стал востребованным акомпониатором для звезд  ECM.Его можно услышать с Яном Гарбареком, Полом Блэем, басистами Марком Джонсоном, Арилдом Андерсеном и Эберхардом Вебером. В 1983 году на ECM вышел его первый сольный альбом In Line с Арилдом Андерсеном. Концентрируясь на точном восроизведении отдельных моментов Фризелл часто воссоздает довольно сложные мелодичные формы, из которых вырастает единое целое.  

Второй проект  Rambler выпущенный в 1985году с привлечением духовых   и ритм секции  в американской прессе назвали "поэтическим фриджазом".
В 1989году Джон Зорн пригласил его в свою группу Naked City .Интересно отметить что Фред Фрит, также своеобразный гитарист, занял место бас гитары. Вместе с Рональдом Шенноном Джексоном и Мелвином Гиббсом Фризелл организовал трио "Power Tools". Эти две группы сближали современный джаз, кантри и хард рок, и начисто сметали все границы между этими стилями.


Его первой постоянной группой стал "Bill Frisell Band" с Джои Бэроном (Joey Baron) на ударных, Кермитом Дрисколлом (Kermit Driscoll) на контрабасе и Хэнком Робертсом (Hank Roberts) на виолончели. Альбомы "Lookout For Hope" (последний на ЕСМ), "Before We Were Born" (первый на "Elektra / Nonesuch"), "Is That You" и "Where In The World" заставили всех говорить о новом явлении в современном джазе.  

Альбом "Have A Little Faith" полностью посвящен американской музыке, а альбом "This Land" был назван в прессе "образцом американской музыки конца XX века".

 В 1996 году на свет появляется "Bill Frisell Quartet" странная и завораживающая по звучанию и составу группа с Кертисом Фолксом (Curtis Fowlkes - tb.), Роном Майлсом (Ron Miles - tp.) и Эйвиндом Каном (Eyvind Kang - violin). 

 Сам Фризелл говорил в интервью журналу "DownBeat" в 1996 году "Эта группа, с духовыми и струнными, может исполнять типично оркестровые пьесы... У меня появился шанс делать более свободные и масштабные аранжировки. Конечно, возникают и проблемы, особенно связанные с согласованностью, поэтому я и собрал вместе именно этих парней: у них потрясающее чувство ритма". В начале-середине 90-х Билл участвует во множестве чужих проектов: вместе с Джоном Скофилдом, Джинджером Бейкером, Элвисом Костелло, Джо Ловано, Уэйном Хорвицем,Доном Байроном
В 2005 году Фризелл получил «Грэмми» за джаз-пластинку «Unspeakable».В ней в полном составе участвует группа Sex Mob  


Последняя на сегоднешний день работа мастера   "When You Wish Upon a Star" впущен в 2016 году фирмой Okeh Records. При участии  Eyvind Kang – viola, Thomas Morgan – bass, Rudy Royston – drums и Petra Haden – vocals. Альбом ,который по мнению  John Kelman, AllAboutJazz является лучшим его альбомом в последние годы.   

Комментариев нет:

Отправить комментарий