Фризелл - один из самых выдающихся гитаристов
80-90-х годов, он последовательно создает на своем инструменте мир странных,
причудливых (иногда забавных и комических) звуков, которые раньше никто никогда
не слышал. Узнаваемый с первого аккорда, Фризелл имеет талант звучать как
нэшвилский кантри-гитарист, специалист по хэви-металлу, последователь Джима
Холла или эксцентричный авангардист. Логичный и зачастую очень последовательный
в своих построениях, тем не менее абсолютно непредсказуемый; не сыгравший за
всю свою карьеру ни одного действительно виртуозного соло, однако трижды
признававшийся по опросам журнала "Down Beat" лучшим джазовым
гитаристом , бесконечно преданный всей американской музыке и имеющий с ней в
Европе больший успех, чем в Америке - таковы парадоксы (причем далеко не все)
этого самого неординарного и неоднозначного джазмена последних
десяти-пятнадцати лет.
Билл Фризелл родился 18 марта 1951 года в в
Балтиморе США. Отец его играл на контрабасе и тубе,а Билл в юности играл на кларнете. Уже в
те годы он любил слушать Пола Баттерфилда и Би Би Кинга В дальнейшем он увлекся
джазом и переключился на гитару. Его кумирами были Джим Холл и Джими Хендрикс. Окончательный
выбор стать джазменом произошел после знакомства
с Дейлом Бранингсом. Потом последовало знакомство с Джимом Холлом у которого он
начал брать частные уроки. После занятий
с Холом он открыл для себя истину, что выразить минимумом нот зачастую можно
больше,чем многими аккордами.Он проучился один семестр в колледже Беркли в
Бостоне и ушел оттуда. Это все позволило ему сформировать свой уникальный стиль
игры на гитаре и звукоизвлечении ,которое не с кем нельзя спутать.
"Мне
кажется, что я играю нечто вроде того, что исполнял бы Джим Холл, если бы он
хотел звучать, как Джимми Хендрикс" - Билл Фризелл. Он возможно есть одним
из самых медлительным гитаристов и наиболее содержательным при этом. Играть энергично
не значит играть быстро! Этот постулат отчетливо прослеживается во всех его
работах. В связи с этим вспоминаются слова Билли Кобэма : «Когда я был молод, я
стремился сыграть как можно больше нет и как можно быстрее, сейчас я успеваю сыграть
их значительно меньше. Можно предположить что творчество Телониуса Монка тоже
произвело сильное впечатление на его музыкальное воображение.
В 1975г. Он вернулся в Беркли и встретился там с Петом Метини,который его
познакомил с Полом Мотианом,с которым они записали с десяток альбомов. Благодаря своей тягучей ,медлительной манере
игры он стал востребованным акомпониатором для звезд ECM.Его можно услышать с Яном Гарбареком,
Полом Блэем, басистами Марком Джонсоном, Арилдом Андерсеном и Эберхардом
Вебером. В 1983 году на ECM вышел его первый сольный альбом In Line с Арилдом
Андерсеном. Концентрируясь на точном восроизведении отдельных моментов Фризелл
часто воссоздает довольно сложные мелодичные формы, из которых вырастает единое
целое.
Второй проект Rambler выпущенный в 1985году с привлечением
духовых и ритм секции в американской прессе назвали "поэтическим
фриджазом".
В 1989году Джон Зорн пригласил его в свою группу
Naked City .Интересно отметить что Фред Фрит, также своеобразный гитарист,
занял место бас гитары. Вместе с Рональдом Шенноном Джексоном и Мелвином
Гиббсом Фризелл организовал трио "Power Tools". Эти две группы сближали
современный джаз, кантри и хард рок, и начисто сметали все границы между этими
стилями.
Его первой постоянной группой стал "Bill
Frisell Band" с Джои Бэроном (Joey Baron) на ударных, Кермитом Дрисколлом
(Kermit Driscoll) на контрабасе и Хэнком Робертсом (Hank Roberts) на
виолончели. Альбомы "Lookout For Hope" (последний на ЕСМ),
"Before We Were Born" (первый на "Elektra / Nonesuch"),
"Is That You" и "Where In The World" заставили всех
говорить о новом явлении в современном джазе.
Альбом "Have A Little Faith" полностью посвящен
американской музыке, а альбом "This Land" был назван в прессе "образцом
американской музыки конца XX века".
В
1996 году на свет появляется "Bill Frisell Quartet" странная и
завораживающая по звучанию и составу группа с Кертисом Фолксом (Curtis Fowlkes
- tb.), Роном Майлсом (Ron Miles - tp.) и Эйвиндом Каном (Eyvind Kang -
violin).
Сам Фризелл
говорил в интервью журналу "DownBeat" в 1996 году "Эта группа, с
духовыми и струнными, может исполнять типично оркестровые пьесы... У меня
появился шанс делать более свободные и масштабные аранжировки. Конечно,
возникают и проблемы, особенно связанные с согласованностью, поэтому я и собрал
вместе именно этих парней: у них потрясающее чувство ритма". В
начале-середине 90-х Билл участвует во множестве чужих проектов: вместе с
Джоном Скофилдом, Джинджером Бейкером, Элвисом Костелло, Джо Ловано, Уэйном
Хорвицем,Доном Байроном
В 2005 году Фризелл получил «Грэмми» за джаз-пластинку «Unspeakable».В ней в полном составе участвует группа Sex Mob
В 2005 году Фризелл получил «Грэмми» за джаз-пластинку «Unspeakable».В ней в полном составе участвует группа Sex Mob
Последняя на сегоднешний день работа мастера "When You Wish Upon a Star"
впущен в 2016 году фирмой Okeh Records. При участии Eyvind Kang – viola, Thomas Morgan –
bass, Rudy Royston – drums и Petra Haden – vocals. Альбом ,который по
мнению John Kelman, AllAboutJazz
является лучшим его альбомом в последние годы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий