CharlesGayle (родился 28 февраля 1939
в Буффало, штат Нью-Йорк )— американский джазовый
саксофонист, также играющий на фортепиано и бас-кларнете. Часть его истории была неясной из-за его
нежелания говорить о его жизни в интервью. Начал заниматься музыкой в возрасте
9 лет, когда стал играть на фортепиано. В возрасте 19 лет он впервые
взял в руки саксофон. В основном учился играть
самостоятельно. Позже освоил виолу, арфу, ударные, контрабас. Три года
играл на трубе. Со временем он нашел свой окончательный инструмент, им стал
тенор саксофон и выбрал свое творческое кредо-самовыражение, эксперимент,
полная внутренняя свобода. Бескомпромиссность его музыкальных убеждений и вера
в свое предназначение не позволяли играть ему коммерческую музыку или повторять
джазовые стандарты. И Гейлу пришлось пройти через все испытания, отведенные
прагматическим обществом человеку с принципами. Долгое время он был вынужден
зарабатывать на жизнь в настоящем музыкальном подполье, расположенном на улицах
Буффало. Он короткое время преподавал музыку в Университете в Буффало
прежде, чем переехать в Нью-Йорк в начале 1970-х.
В начале 70-х Чарльз Гейл перебирается в Нью Йорк,
где поселяется в брошенном здании и играет свой фри-джаз в местном
метрополитене. Он описал принятие сознательного решения стать бездомным: «Я
должен был забыть свою историю, мою жизнь, все должно было остановиться…»
. В то же время, это позволило Гейлу посвящать большую часть его времени игре
музыки, хотя он часто зарабатывал меньше чем 3 доллара США в день:
«В первую очередь, я играл, потому что я
должен играть. Во-вторых, деньги, значили много для меня в то время. Игра на
улице отличается от игры на сцене, уличная намного ярче. Это совсем
другой мир музыки. Я раньше шел от Таймс-Сквер к Уолл-стрит играя. Я мог
повернуть назад и никогда не прекращать играть. Я не думал ни о чем, кроме
игры. Вокруг были людь, и я не беспокоился особо о том, что они думали. Я
играл, я должен был играть. Также я должен был что-то кушать, и я не
прерывал свою игру. Я продолжал играть с кофейной чашкой , и люди бросали
деньги в мой кофе. Ты не получишь этого на сцене. Это было здорово!».
Этот период продолжался 20 лет.
Время от времени еще безвестного музыканта друзья
вытаскивают поиграть в настоящих концертах, где он поражает всех своей
экстремальной техникой. Одна из главных особенностей его музыки-его невероятная
энергетическая интенсивность, вулканически взрывная эмоциональность.
В 1988 Гейл впервые записывается
на шведской фирме Slikheart, где на одном из трех альбомах играет с уже
признанным мастером авангарда Джоном Чикаем.
CharlesGayleQuartet /
Always Born Silkheart 1988
Bass – Sirone
Drums – Reggie Nicholson
Tenor Saxophone, Composed By, Producer – Charles
Gayle
Tenor Saxophone, Soprano Saxophone – JohnTchicai
Гейл постепенно становится желанным гостем в
Европе.В 1993 году на фирме FMP выходит его релиз Touchin on Trane, записанная
совместно с барабанщиком Рашидом Али (последний барабанщик Джона Колтрейна) и
контрабасистом Уильямом Паркером. Концепция и реализация этой работы была настолько
монументальной, что духовный посыл ее достигал поистине библейской силы, заставил
вспомнить лучшие работы Альберта Айлера и Джона Колтрейна. Альбом был признан
критиками центральным документом десятилетия фри джаза.
С тех пор он стал ключевой фигурой в фри джазе,
записывающимся для таких лейблов как Black
Saint, Knitting Factory Records, FMP, Clean Feed. Он также преподает
музыку в Колледже Беннингтона.
По всему миру уже разошелся слух о новом воплощении
Альберта Айлера и Джона Колтрейна в одном лице. Гейла все чаще стали записывать
и приглашать на выступления. Его новые работы являют собой исчерпывающие манифесты
борьбы и хаоса, высоко духовного экстаза и творческой фантазии. Складывается
впечатление, что только ритм секция удерживает его от полного хаоса,
который есть полная свобода.
Хотя он заработал свою репутацию, прежде всего, как
тенор-саксофон, он все больше и больше обращается к другим инструментам,
особенно фортепиано (который было, на самом деле, его оригинальным
инструментом), и к альт-саксофону.
Музыка Гейл - духовна, в большой степени
вдохновленная Старым и Новым Заветами. Гейл объясняет: «Я хочу, чтобы
люди наслаждались музыкой и если она, так или иначе наведет их на мысль о
Господе, то это для их пользы, и я об этом думаю в первую очередь».
Он посвятил несколько альбомов Богу. Его детство было под влиянием
религии, и его музыкальные корни прослеживаются в черной музыке госпел.
Гейл иногда выступает как мим, "Уличный
Клоун": «Улица значит для меня, во-первых, свободу от Чарльза.»
В 2001 Гейл записал альбом под названием Jazz Solo Piano.
Он состоит главным образом из джазовых
стандартов и является ответом критикам, которые обвиняют, что музыканты фри джаза
не могут играть боп.
В 2006 Гейл записал второй альбом сольного
фортепиано, на этот раз, состоящий из
оригинального материала, названный Time Zones.
Он уже три раза выступал со своим трио с разными
составами в Запорожье, Украина, вызывая полный ступор у слушателей!
А потом долгое переосмысление тех незабываемых вечеров…
Комментариев нет:
Отправить комментарий