Фред Фрит
Нью-Йорк.
Это город, в котором жизнь не прекращается ни на минуту; бурлящее место, давшее
искусству множество новых идей и тенденций. Город, который заставляет
бредить... Не многим удается покорить его. Фред Фрит - человек,
сумевший влюбить в себя Нью-Йорк. Неординарный музыкант и композитор,
радикально перевернувший все устоявшиеся представления о современной джазовой и
околоджазовой сцене, с группой соратников вообразивший и воплотивший в
реальность новый жизнеспособный гибрид импровизационного джаза и электронного
авангарда.
Фред Фрит родился в 1946 году 17 февраля в северном Лондоне, в семье владельца галереи и художницы. С юных лет он пел в церковном хоре и играл на скрипке, на смену которой только с возрастом пришла гитара. В 1968 году, во время учебы в арт-колледже Фред познакомился с Тимом Ходжкинсоном - музыкантом-самоучкой. Вскоре их дружба переросла в нечто большее, чему впоследствии было присвоено имя - "Henry Cow". Эта легендарная британская андеграунд-группа в своей музыке соединила, кажется, все существовавшие на тот момент в музыке стили рока, блюза, джаза и фолка. "Henry Cow" просуществовала 10 лет, наиболее "прославившись" в СССР не самой музыкой, а околомузыкальным скандалом: якобы одно время из-за про-левых высказываний членов группы ее композиции не допускались к британскому радиоэфиру (группа к тому же активно использовала в своем имидже советскую символику). Самое интересное в этом факте то, что в Советском Союзе они почему-то считались антикоммунистами!
"Henry Cow" стала стартовой площадкой для Фреда Фрита-музыканта. Благодаря группе он был принят в узкий круг авангардистов Лондона, а главное, за время работы в группе у музыканта открылся талант незаурядного импровизатора.
Фред Фрит родился в 1946 году 17 февраля в северном Лондоне, в семье владельца галереи и художницы. С юных лет он пел в церковном хоре и играл на скрипке, на смену которой только с возрастом пришла гитара. В 1968 году, во время учебы в арт-колледже Фред познакомился с Тимом Ходжкинсоном - музыкантом-самоучкой. Вскоре их дружба переросла в нечто большее, чему впоследствии было присвоено имя - "Henry Cow". Эта легендарная британская андеграунд-группа в своей музыке соединила, кажется, все существовавшие на тот момент в музыке стили рока, блюза, джаза и фолка. "Henry Cow" просуществовала 10 лет, наиболее "прославившись" в СССР не самой музыкой, а околомузыкальным скандалом: якобы одно время из-за про-левых высказываний членов группы ее композиции не допускались к британскому радиоэфиру (группа к тому же активно использовала в своем имидже советскую символику). Самое интересное в этом факте то, что в Советском Союзе они почему-то считались антикоммунистами!
"Henry Cow" стала стартовой площадкой для Фреда Фрита-музыканта. Благодаря группе он был принят в узкий круг авангардистов Лондона, а главное, за время работы в группе у музыканта открылся талант незаурядного импровизатора.
После разрыва с Тимом Ходжкинсоном Фрит
бросает все и в 1979 году покидает Европу. Его путь был определен: Нью-Йорк.
Фред быстро влился в музыкальную жизнь мегаполиса. Он сразу же стал участником множества проектов. Благодаря активной концертной деятельности группы, Фред Фрит получил возможность познакомиться с музыкантами-единомышленниками, с которыми ему суждено было играть в своих последующих проектах. В начале 70-х он уже знаком с Джоном Зорном и Крисом Катлером, с которыми будет творить свою музыку на протяжении более чем 25- лет...
Фред быстро влился в музыкальную жизнь мегаполиса. Он сразу же стал участником множества проектов. Благодаря активной концертной деятельности группы, Фред Фрит получил возможность познакомиться с музыкантами-единомышленниками, с которыми ему суждено было играть в своих последующих проектах. В начале 70-х он уже знаком с Джоном Зорном и Крисом Катлером, с которыми будет творить свою музыку на протяжении более чем 25- лет...
В
начале 80-х судьба сводит его с легендарным басистом и продюсером Биллом
Ласвеллом , который, по мнению самого Фрита, оказал на него колоссальное
влияние и дал путевку в жизнь. Первым результатом их сотрудничества явилось
трио "Massacre" (Фрит - Ласвелл - Мейер), ставшее одним из
зачинателей того, что сейчас гордо именуется андеграунд-джазом.
Параллельно
с работой в "Massacre" Фред Фрит - активный участник множества
импровизационных проектов, таких как "Improvised Music New-York-81, 82,
83" на "Celluloid", с Дереком Бейли,Сонни Шерроком,Джоном Зорном
и Ласвеллом.Данная композиция с альбома Improvised Music New York 1981
эпохальная
работа с Биллом Ласвеллом в "Baselines"
и серия релизов под кодовым названием
"Material" (1981, 82, 91, 94 годы).
За
годы жизни в "городе желтого дьявола" Фрит выступил с огромным числом
известных музыкантов, одно знакомство с которыми способно радикально повлиять
на мировоззрение и ощущение мира музыки: Фаро Сандерс, Икуэ Мори , Том Кора,
Брайан Ино. Фрит многому у них научился. Уже в 1982 году вместе с Томом Кора и
Зиной Паркинс он организует легендарное трио "Skeleton Crew", просуществовавшее
до 1986 года.
Небольшая
передышка, домашнее затворничество, сменяемое гастрольными сборными турами,
и... В 1989 году в музыкальной сфере выстреливают два сумасшедших авангардных
проекта, в очередной раз покушающихся на "устои": рекордсмен
продуктивности и скорости записи альбомов (семь дисков за 5 лет) проект
"Naked City", имена участников которого на афишах становились
причинами обмороков. Еще бы! Джон Зорн, Фред Фрит, Билл Фризелл, Уэйн Хорвиц,
Джои Бэрон, Ямацука Ай. Второй удар по умам - группа "Keep The Dog"
(Фред Фрит, Рене Лусье, Зина Паркинс, Кевин Нортон, Боб Остертаг, Жан Дером),
настолько активно пропагандировавшая авангард с концертных площадок всего мира,
что даже какими-то судьбами умудрилась дать концерт в Советском Союзе.
Джон
Зорн - новоджазовый композитор и один из основателей культового лейбла
"Tzadik", приглашает Фреда Фрита и Даймонда Гейласаса поучаствовать в
проекте "The Big Coundown", который и приносит музыкантам мировую
известность. Именно за этот проект Фрит был удостоен "Knitting Factory
Prize" как лучший джазовый гитарист года.
Но на этом сотворчество с Зорном не
ограничилось. Как мы уже знаем, Фрит около десяти лет играл на бас-гитаре в
проекте Зорна "Naked City". Что касается сольных проектов Фрита, то
их куда меньше, ибо он всегда подходит к написанию музыки очень серьезно. И
если всевозможные коллаборации Фрита с другими музыкантами вряд ли можно
подсчитать, то из его сольников можно составить полную и достаточно весомую
дискографию, насчитывающую более 15 релизов. В 1981 году вышел сольный альбом
Фрита "Spechless", заставивший заговорить о нем как о серьезном и
самобытном джазовом композиторе.
Затем увидел свет самый романтичный из его
альбомов "The Technology Of Tears", показавший авангард в совершенно
иной ипостаси. Этот проект навеян загадочностью модерн-арт-импрессионистской
литературы, в особенности прозой Эдуардо Галеано и картинами французской
художницы Беатрис Д'Элизе.
С
конца 80-х Фрит начинает все больше и больше уделять внимания музыке для
театров и кино. Он всегда был неравнодушен к искусству, и это новое увлечение
засасывает его все сильнее. Наиболее ярко это проявилось в альбоме
"Allies" (1996), который был написан как музыкальное сопровождение к
одноименному балетному перфомансу, поставленному известными балетмейстерами
Миллером и Уолднером для бруклинской Академии музыки.
За
"Allies" Фрит получил приз от "N.Y. Center Of Modern Art"
как лучший композитор для театра и балета. Это был первый релиз, в котором
музыкант стал использовать в широком объеме электронные инструменты. Все
барабанные партии были программированы, и композиции были насыщены необычными
сэмплерными звуками. Эксперименты Фрита с электроникой вылились в отдельный
проект "Death Ambient".
Что касается музыки к фильмам, то самым
известным из саундтреков является его сопровождение к наполовину
документальному кино "Step Across The Border", в основу которого были
положены фрагменты из творческой жизни самого Фрита и окружающих его
музыкантов.
Говоря о Фрите, нельзя не упомянуть о музыке, написанной им для других исполнителей и коллективов. Как композитор он неоднократно работал с "ROVA Sax Quartet", "Ensemble Moderne" и др. В 1990 году он основал проект под довольно "нескромным" названием - "Fred Frith Guitar Quartet" - для столь же "нескромных" целей: исполнять авторские произведения. Задуманная как компания для гастролей и туров, группа записала в конце 1998 года свой уже третий диск "Upbeat".
Говоря о Фрите, нельзя не упомянуть о музыке, написанной им для других исполнителей и коллективов. Как композитор он неоднократно работал с "ROVA Sax Quartet", "Ensemble Moderne" и др. В 1990 году он основал проект под довольно "нескромным" названием - "Fred Frith Guitar Quartet" - для столь же "нескромных" целей: исполнять авторские произведения. Задуманная как компания для гастролей и туров, группа записала в конце 1998 года свой уже третий диск "Upbeat".
И
в завершение хотелось бы сказать пару слов о Фрите как талантливом
импровизаторе, игравшем со множеством музыкантов различных стилистических
направлений: саксофонистом Лолом Коксхиллом, барабанщиком Крисом Катлером,
гитаристами Рене Лусье и Генри Кайзером и многими другими.
Апогеем
его карьеры импровизатора стал альбом "Funny Valentine" - результат
двухдневной "закупорки" в студии вместе с "гуру" Биллом
Ласвеллом и барабанщиком Чарльзом Хейуордом в середине 1998 года.
И
последнее. Сегодня Фрит, в очередной раз сменивший прописку, проживает в
Германии, так как женат на известной немецкой фотохудожнице Хайке Лисс. Несмотря на большое количество музыки представленной здесь,это лишь малая часть из творчества музыканта и композитора Фреда Фрита...
Комментариев нет:
Отправить комментарий