Отомо
Йошихиде (Otomo Yoshihide) - композитор, гитарист, ди-джей и один из величайших
лидеров современного музыкального авангарда.
Отомо
– настоящий первопроходец на сцене электроакустической импровизации. Он работал
над созданием ряда знаковых записей
Гитарист-импровизатор
и композитор Отомо Йошихиде родился 1 августа 1959 в Йокогаме, Япония; сын
инженера. Будучи ребенком, он сконструировал свой собственный радиоэлектронный
генератор, а в подростковые годы начал создавать звуковые коллажи, используя
open-reel tape recorders. Это был его первый опыт создания музыки. Вскоре после
поступления в среднюю школу он создал группу, которая играла рок и джаз. Это
продолжалось до тех пор, пока он не увлекся фри-джазом, слушая Орнета Коулмана
(Ornette Coleman), Эрика Долфи (Erick Dolphy), Дерека Бэйли (Derek Bailey) и
многих японских фри-джазовых музыкантов. Большое влияние на него оказали
саксофонист Каору Эйбе (Kaoru Abe) и гитарист Масаюки Такаянаджи (Masayuki
Takayanagi). У последнего Отомо брал уроки.
В
1979 Отомо перебрался в Токио и поступил в университет. Продолжая играть джаз и
панк-рок, он принял участие в этномузыкологическом семинаре профессора Акиры
Эбато (Akira Ebato) и был очарован этнической музыкой, после чего увлекся
исследованием истории этномузыки, в особенности японской популярной музыкой второй
мировой войны и историей развития китайских музыкальных инструментов времен
Культурной Революции. В 1981-м Отомо начал играть на гитаре в импровизационной
манере в первом японском хаус-клубе, 'Jazu Kissa' в Токио (Tokyo), с
использованием таких устройств, как драм-машина 'Roland' или простой кассетник.
Его принято считать отцом-основателем и пионером хаус-музыки в Азии.
В 1981 он путешествовал в Хайнань (Китай) с
группой во главе с Эбато, чтобы исследовать музыкальную культуру этого региона.
После возвращения в Токио Йошихиде начал регулярно выступать с
импровизационными сетами в местном клубе Goodman, а в 1987 он появился в дуэте
с саксофонистом Юнджи Хиросе (Junji Hirose) и параллельно играл в проектах No
Problem и ORT.
Начиная
с 1990 года Отомо интенсивно сотрудничал с другими музыкантами, играющими в
широком диапазоне стилей. Он присоединился к группе басиста Хидеки Като (Hideki
Kato) Player Piano, организовал тур по Японии с Юнджи Хиросе и барабанщиком
Дэвидом Моссом (David Moss), а также организовал собственный нойз-рок-проект Ground
Zero,
На
протяжении большей части 1990-х его главным проектом оставалась группа 'Ground
Zero', созданная в 1990-м. Ее состав менялся неоднократно. Ребята играли музыку
в различных стилях, которые, однако, можно охарактеризовать как нойз-рок с
экспериментальными эйджами и тяжелым акцентом на разные сэмплы, своего рода
музыкальные коллажи. Например, для записи альбома 'Consume Red' (всего с одним
одноименным треком) был использован сэмпл корейского музыканта Кима Сеок Чула
(Kim Seok Chul), игравшего на двуязычковом инструменте ходжоке (близок по
звучанию к гобою).
Этот
сэмпл пронизывает всю запись, длящуюся около часа, пока музыканты на его фоне,
импровизируя и постепенно наращивая громкость, окончательно не заглушают его.
Группа
'Ground Zero' перестала существовать в 1998-м.
Перед
ее распадом Йошихиде сколотил два электронных импровизационных коллектива:
'Filament' вместе с Сашико М (Sachiko M) и 'I. S. O.' с Сашико М и Йошимицу
Ичираку (Yoshimitsu Ichiraku). Эти группы отказались от неистовой
постмодернистской мешанины в духе 'Ground Zero' и использования сэмплов,
применяя синусоидальные волны в музыке и электронные щелчки и шумы.
В
конце 1990-х Отомо основал новый ансамбль, 'Ōtomo Yoshihide's New Jazz
Ensemble', отдающий предпочтение более традиционному джазу, однако не обошлось
без синусоид от Сатико М и шумовых пассажей. Группа выпустила 'Flutter and
Dreams' на лейбле 'Tzadik'. В Японии она обзавелась постоянным составом, именуя
себя 'Ōtomo Yoshihide's New Jazz Quintet', и выпустила альбомы 'ONJQ LIVE',
'ONJQ+OE' и 'Tails Out' в 2002-2003 гг.
В
2005 оду под названием otomo yoshihide's
new jazz orchestra выпустил альбом out to lunch с музыкой с одноименного альбома
Эрика Долфи
Йошихиде
также презентовал дуэт-альбомы: 'Moving Parts' вместе с тернтаблистом
Кристианом Марклеем (Christian Marclay) в 2000-м и 'Turntables + Computers' с
другим японским электронщиком, Нобукацу Такемурой (Nobukazu Takemura) в 2003-м.
Для
ознакомления с Nobukazu Takemura
Помимо
прочего, Отомо играет в квартете 'FEN (Far East Network)' с тремя другими
музыкантами из разных частей Азии. Вместе с ним в квартет входят Юн Чи Вай
(Yuen Chee Wai) из Сингапура (Singapore), Рю Ханкил (Ryu Hankil) из Южной Кореи
(South Korea) и Ян Цзюнь (Yan Jun) из Китая (China). 'FEN' дебютировал на
фестивале в Марселе (Marseille) в 2008-м, после чего регулярно выступал во
многих странах.
Кроме
того, Отомо демонстрировал исключительный талант композитора, делая саундтреки
для видео, кино и телевидения. Он также служил музыкальным директором
театральной группы Rinkogun с 1992 по 1995, написав музыку для таких работ, как
Bird Man, Inu no Seikatsu, Hamlet Symbol и Picnic Conductor. А также время от
времени высказывал свои мысли относительно развития музыки, охватывая широкий
спектр вопросов - от проблем дистрибуции в музыкальной индустрии до
социокультурных моментов, таких тем как sampling и свободная импровизация - в
своих статьях и эссе для различных журналов и книг в Японии.
Таков
краткий обзор исключительно талантливого композитора и экспериментатора Отомо Йошихиде. Приятных открытий!
Комментариев нет:
Отправить комментарий