Памяти Полин Оливерос
30 мая 1932, Хьюстон — 25
ноября 2016, Нью-Йорк
"Through Pauline Oliveros and Deep Listening I
now know what harmony is. It's about the pleasure of making music." John
Cage
Теплые
внимательные глаза Полин Оливерос (Pauline Oliveros), кажется, видели все в
мире: в них навсегда поселилось понимание и мудрое всепрощение. Полин
употребила свое академическое композиторское образование на то, чтобы
последовательно и методично развивать имровизационное направление в современной
музыке, и заслуженно считается классиком XX века.
В
1957 году Полин вместе с Терри Райли (Terry Riley) образовали первую группу
коллективной импровизации, корни которой лежали в традиции музыкальных
медитаций. До этого импровизации всегда считались прерогативой джаза, и в этом
качестве привлекали музыкантов преимущественно возможностью продемонстрировать
свою блестящую исполнительскую технику.
Училась
на музыкальном факультете Хьюстонского и Калифорнийского университетов. С
начала 1960-х гг. активная участница экспериментов по расширению возможностей
электронной музыки, проходивших в Сан-Францисском центре музыкальных записей (San
Francisco Tape Music Center). В1962г. Оливерос стала лауреатом международного
конкурса молодых композиторов Gaudeamus (Нидерланды).
Она
развивала собственное направление, которое отчасти перекликалось с
экспериментами минималистов (Райли, Райха, Гласса) и получило собственное
название - «Deep Listening» («Углубленное слушание»). Вся ее работа отличается
выраженным вниманием к включению в музыкальный процесс «элементов вслушивания»
в исполнение наравне с непосредственным композиторским и исполнительским
мастерством.
С
конца 1980-х гг. наиболее заметная часть музыкальной активности Оливерос
проходит в рамках основанного ею музыкального коллектива «Deep Listening Band»,
занимающегося музицированием и записью музыки в пространствах с усиленным резонансом
(пещерах, гигантских цистернах и т. п.).
Оливерос
окончила музыкальный факультет Ребекки и Джона Мур (The Rebecca and John J.
Moores School of Music)Хьюстонского университета и Калифорнийский университет в
Сан-Франциско, где одним из её учителей был американский композитор Роберт
Эриксон ( Robert Erickson). Полина Оливерос была членом марширующего
оркестра Хьюстонского университета, и одним из членов-основателей местного
филиала почётной женской студенческой оркестровой общины Tau Beta Sigma.
Оливерос—
одна из первых членов Центра Музыкальных Записей Сан-Франциско, который в 60-х
годах был важным источником электронной музыки на западном побережье США. Позже
Центр был перенесён в колледж Миллз, а Оливерос стала его первым директором.
Ныне — Центр Современной Музыки. В своих выступлениях и записях Оливерос
много импровизирует с помощью Расширенной Инструментальной Системы (Expanded Instrument
System)— разработанной ею электронной звукообрабатывающей системой.
В
1967 году Оливерос покинула Миллз, чтобы занять должность на факультете
музыкального отделения в Калифорнийском университете в Сан-Диего. Там Оливерос
познакомилась с теоретическим физиком и мастером карате Лестером Ингбером, с
которым она сотрудничала в определении процессов, относящихся к вниманию,
применительно к слушанию музыки. Также Оливерос занималась карате под
руководством Ингбера и получила чёрный пояс. В 1973 году Оливерос руководила
исследованиями в новом Центре Музыкального Экспериментирования при университете.
Она занимала должность директора центра с 1976 по 1979г. В 1981 году, чтобы
избежать сужения круга творческих интересов, она отказалась от постоянной
должности в калифорнийском университете и переехала в северную часть Нью-Йорка,
чтобы стать независимым композитором, артистом и консультантом.
Оливерос
ввела в обиход термин Deep Listening (Глубокое Слушание) в 1991 году, и, по
аналогии с этим термином, дала название своей группе— The Deep Listening Band и
методике Глубокого Слушания (Deep Listening program), которой обучают в
Институте Глубокого Слушания (Deep Listening Institute, Ltd.) (изначально— Фонд
Полины Оливерос, основан в 1985г.).В программу курса Глубокого Слушания
включены: ежегодные ретриты в Европе и США— в штате Нью-Мексико и в
пригороде на севере Нью-Йорка, образовательные и сертификационные программы.
Ретриты посвящены раскрытию творческих способностей через активное слушание
звуков окружающей среды и медитативной музыки, написанной преподавателями
института Глубокого Слушания.
The
Deep Listening Band, участниками которой являются Оливерос, Дэвид Гэмпер и
Стюарт Демпстер, специализируется на исполнении и записи музыки в пространствах
с усиленным резонансом, таких как пещеры, соборы и подземные водохранилища или цистерны.
Группа сотрудничала с Элен Фулман (Ellen Fullman)— изобретателем инструмента
Длинные струны ( long string instrument), который представляет собой
резонатор с перпендикулярно воткнутыми в него струнами, длина которых
варьируется от 16 до 60 метров; а также с бесчисленным множеством других
музыкантов, танцоров и исполнителей.
Музыковед
Хайди фон Гунден описывает новую музыкальную теорию, развитую Оливерос в
предисловии к её «Акустическим Медитациям» (Sonic Meditations) и других
статьях, называя её «акустической осознанностью». Акустическая осознанность—
это способность сознательно концентрировать внимание на музыкальных звуках и
звуках окружающей среды, требующая постоянной готовности и склонности к
непрерывному слушанию.
Эту
теорию можно сравнить с концепцией визуальной осознанности английского
художника и писателя Джона Бергера (. John Berger), описанной в его книге «Способы
видения» (. Ways of Seeing). «Акустическая осознанность
представляет собой синтез психологии сознания, физиологии боевых искусств и
социологии феминистического движения». Акустическая осознанность описывает два
способа обработки информации: фокусное внимание и всеобъемлющее внимание— им
соответствуют графические изображения точки и круга, которые Оливерос в
указанном порядке использует при создании своих произведений.
Позже
изображение мандалы было преобразовано и расширено: мандала была поделена на
четыре части, которые символизировали активное извлечение звука, воображение
звука, слушание существующего звука и запоминание услышанного звука. Эта модель
использовалась при создании «Акустических медитаций»
Применение
этой теории на практике позволяет создавать «сложные акустические массы,
имеющие сильный тональный центр»,— фокусное внимание создаёт тональность, а
всеобъемлющее внимание создает звуковую массу, меняющийся тембр, атаку,
длительность, мощь и иногда высоту тона. На практике эта теория так же
порождает нетрадиционные для представлений продолжительность и место, когда для
прослушивания необходимо много часов, или оно должно происходить при
определённых условиях.
Эта
теория пропагандирует идею легко извлекаемых звуков, таких как вокальные, и
«говорит, что музыка должна быть доступна всем и везде».
В
1994 году Оливерос получила грант от Фонда Современного Искусства. Преподавала
в Политехническом институте Ренсселера и колледже Миллз.
Замечательной
особенностью музыки Полин всегда была ее способность быстро и не встречая
никаких препятствий проникать прямиком в подкорку. Пропущенный через микшер,
звук претерпевает невиданные метаморфозы, оставаясь все таким же кристально
чистым, а потом вдруг начинает извиваться, меняться, множиться и растекаться в
разные стороны тысячью ртутных стрел. В принципе, если оценивать ее с точки
зрения составляющих, музыка Оливерос проста и незамысловата. Технология
«углубленного слушания» предполагает, что слушатель проживает каждую звучащую
ноту. А композиция течет, как река, как жизнь, - спокойно и неотвратимо
приближаясь к тишине.
Композиции Оливерос исполняются во всем мире, и в 1985 году она была удостоена чести представить ретроспективу своих произведений в Центре Исполнительского Искусства им. Кеннеди в Вашингтоне.
Композиции Оливерос исполняются во всем мире, и в 1985 году она была удостоена чести представить ретроспективу своих произведений в Центре Исполнительского Искусства им. Кеннеди в Вашингтоне.
Лейбл
Important Records в 2012 году издал 12 CD Pauline Oliveros - Reverberations:
Tape & Electronic Music 1961 - 1970 Номер по каталогу: IMPREC352 Издание приурочено к 80-летнему юбилею Полин
Оливерос
Выступление
на CTM фестивале в 2016 году
Комментариев нет:
Отправить комментарий