#jazz #freejazz#jazzmodern#free_music #джаз #фри_джаз
#experimental_jazz #instrumental_music

суббота, 19 ноября 2016 г.





Александр фон Шлиппенбах родился 7 апреля 1938 года в Берлине  

С детства занимался игрой на фортепиано, сочинением музыки и джазом. В 13 лет играл буги-вуги и блюз, потом заинтересовался творчеством О. Питерсона, Т.Монка и Бада Пауела.

Полностью перешел на свободную  импровизацию  в 1960-х, работая в 1963 с квинтетом Gunter Hampel, и с 1964 по 1967 с квинтетом Manfred Schoof, примерно в это время он организовывает свой Globe  Unity Orchestra.

Исполнители:
Gunter Hampel - vibes, flute
Manfred Schoof - trumpet
Alex von Schlippenbach - piano
Buschi Niebergall - bass
Pierre Courbois - drums

Чистые, атональные линии Шлиппенбаха - намного больше перекликаются с T. Монком, чем с С. Тейлором, которого обычно считают одним из основателей  фри джаза.
К творчеству Монка он обращался три раза.    Первая попытка — «Schlippenbach Plays Monk» (enja, 2007) — это записи октябрьских концертов 1996 года в Германии, где Шлиппенбах играет в компании с Ино Нобуйоси (контрабас) и Санни Мюррэем (ударные); этот первый опыт был, пожалуй, наиболее приближен к традиции в сравнении с последующими. 


Вторая это  «Monk’s Casino» (Intakt, 2005), где на трёх компакт-дисках Александр фон Шлиппенбах с квартетом Die Enttäuschung (Аксель Дёрнер — труба, Руди Махалл — бас-кларнет, Ян Родер — контрабас и Ули Йеннессен — ударные) записали в берлинском клубе A-Trane полное  собрание сочинений Телониуса Монка — в общей сложности, шестьдесят девять композиций. 

Третья, и самая недавняя попытка — сольная студийная запись «Schlippenbach Plays Monk: Piano Solo» (Intakt, 2012), с сольными интерпретациями пьес Телониуса Монка,

К 1970-м Schlippenbach в некоторой степени отошел от полной абстракции и проявлял интерес не только к основным композиционным принципам, но и возобновил свои собственные контакты с ранним и современным джазом, блюзом и буги-вуги.
С 1970 он руководит своим собственным квартетом и играет в трио с Evan Parker , в 70-80-х в дуэте со шведским ударником  Sven-Ake Johansson и дает сольные фортепианные концерты.  




Globe Unity Orchestra был сформирован осенью 1966 года на деньги, полученные Александром фон Шлиппенбахом от Берлинского Фестиваля Джаза. Их дебют состоялся в Берлинской филармонии 3 ноября. Она состояла из музыкантов  квартета Gunter Hampel, квинтета Manfred Schoof  и трио Peter Brötzmann .
В течение следующих лет эта основная группа была укомплектована другими европейскими и американскими музыкантами:  Johannes Bauer (tb), Anthony Braxton (as, cl), Willem Breuker (ts), Rüdiger Carl (as, ts), Günter Christmann (tb), Gunter Hampel (bcl), Toshinori Kondo (tp), Steve Lacy (ss), Paul Lovens (drums), Paul Lytton (drums), Albert Mangelsdorff (tb), Evan Parker (ss, ts), Michel Pilz (bcl, cl, bars), Ernst-Ludwig Petrowsky (as, cl, fl), Enrico Rava (tp), Paul Rutherford (tb), Heinz Sauer (ss, ts), Bob Stewart (tuba), Tomasz Stańko (tp),и Kenny Wheeler (tp). Оркестр считается самым замечательным собранием джазовых талантов начиная с биг-бенда AACM.

Заключительный концерт в жизни группы был на Чикагском Фестивале Джаза в 1987.
В 2006 году была записан 40-й ежегодный концерт саксофонистами , трубами Kenny Wheeler, Manfred Schoof, Axel Dörner, Jean-Luc Cappozzo ,тромбонисты Paul Rutherford, George Lewis, Jeb Bishop, J. Bauer, , барабанщиками Paul Lovens ,Paul Lytton и. Alexander von Schlippenbach фортепиано С Globe Unity Orchestra и в составе других коллективов ездил на гастроли и фестивали в Европе и на Дальнем Востоке. В 1978 он выступил с сольным фортепианным концертом  в Бомбее на первом Jazz Yatra, а в1980 выступил там с Globe Unity Orchestra. С конца 80х периодически дает концерты со своей женой A. Takase.



На Шлиппенбаха оказало влияние творчество Шенберга,Ч. Парекра, Монка, С. Тейлора и многих других.
Шлиппенбах упрямо избегал тенденции делать регулярные сольные записи фортепианной музыки. Делать их вынуждали экономические трудности с содержанием Globe Unity Orchestra на протяжении его 20-летнего существования. Возможно эти финансовые трудности и создавали препятствия, но сольные концерты служили компромиссом для выхода из сложившихся экономических проблем. Возможно уменьшение состава Globe Unity Orchestra подвигло Шлипенбаха к дальнейшему выражению себя в написание композиций и создании новых биг-бендов.В одном из интервью в 80х он рассказывал, что создал Italian RIA биг-бенд, с которым записал композиции Джелли Ролл Мортона, и еще запишут  музыку Монка

Berlin Contemporary Jazz Orchestra -большой немецкий джазовый коллектив под руководством А. фон Шлипенбаха. Оркестр исполняет джаз и экспериментальную биг-бенд музыку,  в его состав входят такие известные музыканты, как Misha Mengelberg   и Kenny Wheeler.   Коллектив выступает редко, был основан в 1988 Шлиппенбахом на средства Carla Bley, Manfred Schoof, и Willem Breuker, и др. 



Последняя работа  Шлиппенбаха выпущенная на лейбле Trost Records (TR 136) LOK 03+1 Signals впущена в 2016 оду в составе Alexander von Schlippenbach - piano
Aki Takase - piano
Paul Lovens - drums
Dj Illvibe - turntables, faderboard


Концепция свободы в музыке Шлиппенбаха – это сочетание тональности с явным ритмичным уклоном, доступным и понятным как исполнителя

Комментариев нет:

Отправить комментарий